![]() | Музыкальный конкурс 2004-05 |
Как записать джингл?Прежде, чем говорить об оборудовании, необходимом для записи джингла для нашего конкурса, давайте рассмотрим различные форматы, в которых вы можете представлять работы. Форматы музыкальных файловНа странице http://kanikuly.proprograms.ru/conditions.html, посвященной условиям конкурса, указано, что джинглы должны быть высланы в виде файлов в форматах *.mid, *.mp3, *.wav или *.aiff. Что это такое? MIDI-файл (также может обозначаться как SMF – Standart MIDI File), имеет расширение *.mid. MIDI-файл НЕ СОДЕРЖИТ звуков, в нем прописаны лишь управляющие команды для звукового модуля – на таком-то MIDI-канале выбран такой инструмент, нота такая-то нажата с такой-то скоростью, нота отпущена, нажата педаль сустейна и т.п. MIDI-файл хорош тем, что он занимает ОЧЕНЬ мало места (от 1 КБ до 300КБ) и его легко переслать по электронной почте, а для его создания не нужно дополнительного оборудования – как правило, встроенные звуковые карты имеют программно или аппаратно реализованный GM-модуль. Однако справедливости ради следует сказать, что звучание GM-модулей, встроенных в звуковые карты типа SoundBlaster и т.п., не слишком хорошее. Оно ни в какое сравнение не идет с внешними GM-модулями Edirol SD-20, Edirol SD-80, Edirol SD-90, которые используются и в полупрофессиональной деятельности, и даже в профессиональной, потому что их возможности гораздо шире, чем у обычных GM-модулей. Но даже если у вас есть такой модуль, и на вашем компьютере композиция звучит фантастически красиво, на другом компьютере этот файл будет звучать по-другому. Инструменты (пианино, гитара, духовые) будут те же, так как их номера соответствуют спецификации General MIDI (GM) (см. Приложение 1), но звук их может отличаться. Более того, может нарушиться баланс громкости между инструментами. А если вы к тому же некорректно создадите MIDI-файл и не пропишете команды ProgramChange (то есть не зафиксируете номер инструмента для каждого MIDI-канала), то есть шанс услышать вместо разнообразия инструментов ансамбль из шестнадцати пианистов, но самое ужасное, что даже партия ударных будет играться звуками пианино! Поверьте мне, это – ужасная какофония! :-) В этом и заключается главный “минус” MIDI-файла – на разных компьютерах один и тот же MIDI-файл звучит по-разному. И не удивляйтесь, если жюри не оценит вашу композицию должным образом. «Зачем же тогда нужны файлы в стандарте MIDI?» - спросите вы. А для того, чтобы иметь возможность в любой момент изменить партию какого-либо инструмента или переделать всю аранжировку, ведь в аудиофайле такие изменения невозможны. Но для нашего конкурса этот «плюс» не имеет значения, поэтому давайте перейдем к рассмотрению аудиофайлов. Аудиофайлы в форматах *.wav и *.aiff представляют собой некомпрессированный звуковой файл, то есть они дают звук в максимальном качестве. WAV-файлы больше распространены в операционной системе Windows, а AIFF-файлы – в операционной системе MacOS. Впрочем, в настоящее время это разделение почти условное, потому что компьютерные программы обычно распознают любой из этих форматов. Если вы посылаете на конкурс джингл в виде WAV/AIFF-файла, можете быть уверены, что ваше произведение прозвучит для жюри так же, как у вас дома. Положительной характеристикой этих форматов является и то, что эти файлы готовы для создания качественного аудио-CD. Недостатком некомпрессированного аудиоформата является большой объем WAV/AIFF-файлов. Например, одна минута некомпрессированного монофонического звука в формате 16 бит / 44,1 КГц (качество аудио-CD) имеет объем 5 МБ. Обычно, мы имеем дело со стереофоническим звуком, значит объем минутной композиции будет составлять 10 МБ, а трехминутной – 30 МБ. Такая песня не пролезет ни в один почтовый ящик электронной почты. И даже 15-секундный джингл будет иметь объем 2,5 МБ, что превышает ограничения, введенные организаторами конкурса. Что же делать? Присылать свои работы в формате МР3! Аудиофайл в формате *.mp3, как и в предыдущем случае, передаст жюри полную звуковую картину вашего сочинения, но в отличие от WAV/AIFF-файлов имеет гораздо меньший объем, и его можно легко переслать по электронной почте. Происходит это за счет алгоритмов компрессирования (сжатия), что несколько ухудшает звук. Чем больше степень сжатия, тем меньше объем файла и хуже качество звука. Наиболее качественной и удобной программой для конвертации аудиофайлов является программа iTunes. Раньше она была доступна только пользователям компьютеров Macintosh, но теперь и владельцы компьютеров на платформе Windows могут воспользоваться ее возможностями. Бесплатно скачать программу можно по адресу http://www.apple.com/itunes/download/. Переводя WAV/AIFF-файл в МР3-файл, вы столкнетесь с понятием bit rate, которое отражает степень сжатия звука. Наиболее употребимые значения bit rate лежат в пределах от 128 Кб/с до 256 Кб/с. Существует также алгоритм изменяемого bit rate (Variable Bit Rate Encoding – VBR), но не все программные или аппаратные МР3-плееры поддерживают этот алгоритм, поэтому лучше его не использовать во избежание технических проблем при прослушивании. Как мы выяснили, в условиях нашего конкурса лучше присылать свои работы в МР3-формате. Подбирайте значение bit rate опытным путем, выбирая компромисс между качеством звука и объемом файла, чтобы его можно было переслать по электронной почте организаторам конкурса. Однако у меня к вам личная просьба. По окончании конкурса мы будем создавать аудио-CD с работами победителей, поэтому возьмите с собой CD-R с вашими джинглами в формате WAV/AIFF-файлов. НЕ ЗАБУДЬТЕ, ЭТО В ВАШИХ ИНТЕРЕСАХ!!! Позже я расскажу вам, как создать домашнюю студию для записи музыки, какие программы можно использовать, какая аппаратура необходима… Следите за обновлениями сайта! ;-) Сергей Бударин Интересуетесь музыкой и хотите дома записывать свои песни? Пишите на e-mail logic-school@mail.ru - посоветуем, поможем, обучим. |